Каргопольская крестьянка

Информация о товаре

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми подробностями и стали предметами игры.

Как лепил мастер каргопольскую барыню? По частям.

Сначала торс с головой, отдельно колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком.

В последнюю очередь оформляли голову: головной убор — шляпа или кокошник — делается очень условно, без подробностей, — шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких полей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей.

Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Итак, мастер белит обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывает. Кофту барыни покрывают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки.

На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки.

Для многих эта роспись — не более чем геометрический узор. Чтобы узнать смысл узора, надо немало потрудиться: поработать в библиотеках и музеях.

Яндекс.Метрика