Каргопольская барыня

Информация о товаре

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления Каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает.

Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями.

Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка. А вот о последней игрушке стоит поговорить особо.

Яндекс.Метрика