Деревянная точеная игрушка

Информация о товаре

Погляди скорее —

Щечки розовеют.

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек.

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются.

Все в кружок сбегаются.

Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.

Т. Лисенкова

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, поставки, солонки. А мы отправимся с вами в путешествие к мастерам, вытачивающим игрушки, всем нам знакомые матрешки.

Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Откуда же появилась эта дивная кукла?

Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка — Дарума, добрый лукавый старичок. Форма Дарумы походила на цилиндр с округленным верхом, в самой большой находилось 2—3 вкладыша.

В 90-е годы XIX века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник С. Малютин. Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол-вкладышей могло быть 3, известна матрешка с 51 вкладышем.

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так и закрепилось имя Матрешка.

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале XX века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.

Среди этого матрешечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-ггосадскую (загорскую), семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек.

Как же различить матрешек? Для этого мы отправимся в гости к загорской матрешке.

Яндекс.Метрика